(Сидамонидзе Григорий Шиоевич; 19.10(1.11).1896, с. Доеси Горийского у. Тифлисской губ.- 7.04.1972, Тбилиси), Католикос-Патриарх всей Грузии (1960-1972). Его отец, Шио Григорьевич, был сельским псаломщиком, мать, Мария Андреевна Окропиридзе, занималась художественной вышивкой. Григорий приходился близким родственником еп. Гурийско-Мингрельскому свт. Александру (Окропиридзе; † 1907) и еп. Алавердскому Пирру (Окропиридзе, † 1922), племянником Католикосу-Патриарху Леониду (Окропиридзе; 1918-1921). Грамоте обучался дома, в 1904-1912 гг. учился в Горийском ДУ, к-рое окончил по 1-му разряду. С юности Григорий чувствовал призвание к монашеству: в возрасте 15 лет тайком от родителей ушел в мон-рь Кватахеви, где добился свидания с настоятелем и просил постричь его в монахи. Настоятель ласково принял мальчика, но сказал, что лучше постричься в монахи после того, как он станет образованным человеком,- «так будет больше пользы Родине». Поступив по рекомендации ДУ на казенный счет в Тифлисскую ДС, Григорий окончил ее по 1-му разряду в звании студента (1918). В 1919 г. поступил на исторический (по другим источникам, историко-филологический) фак-т Тифлисского гос. ун-та, к-рый окончил с отличием в 1923 г. Свободное время Е. проводил в мон-рях Кватахеви, Шиомгвиме и др., где проходил послушания на клиросе и в алтаре, служил иподиаконом. Преподавал в тифлисском реальном уч-ще груз. словесность (1921-1922) и др.
3 янв. 1922 г. по благословению Католикоса-Патриарха всей Грузии сщмч. Амвросия (Хелая; † 1927) принял постриг с именем Ефрем в честь груз. прп. Ефрема Мцире. 17 (или 27) янв. Католикосом-Патриархом сщмч. Амвросием Е. был рукоположен во диакона, 25 (или 19) марта того же года еп. Урбнисским Христофором (Цицкишвили; впосл. Католикос-Патриарх) - во иерея и назначен священником в патриаршую Крестовую церковь, а также личным секретарем Католикоса-Патриарха. Заведующим пастырской школой при Синоде прот. Каллистратом Цинцадзе (впосл. Католикос-Патриарх) определен преподавателем церковного устава и Закона Божия. Е. занимал должность Патриаршего наместника мон-ря Шиомгвиме (4 июля 1923 - 7 мая 1924), служил в ц. Квашвети во имя вмч. Георгия в Тифлисе (13 июля 1923 - 27 янв. 1924). Был возведен в сан игумена и назначен благочинным мон-рей Вост. Грузии (27 янв. 1924 - 22 сент. 1925). В сане архимандрита стал благочинным церквей Борчалинского у. (15 (или 22) окт. 1925 - 25 марта 1927), где открыл 4 храма, а также храм в Кутаиси и молитвенный дом в честь Иверской иконы Божией Матери в Поти.
Архиерейским Собором Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) определен во епископа 23 марта, наречен 26 марта, 27 марта 1927 г. в кафедральном соборе Тифлисский Сиони (см. Тбилисский Сиони) Католикосом-Патриархом Христофором III (Цицкишвили) хиротонисан во епископа Сухумо-Абхазского с местопребыванием в Сухуми и назначен викарием Католикоса-Патриарха (освобожден 4 окт. 1928 по собственному желанию). Управлял Алавердской (19 сент. 1927 - 26 марта 1928), Бодбийской (26 марта - 2 окт. 1928), Урбнисской (24 окт. 1930 - 8 дек. 1937) и Цилканской епархиями. В связи с болезнью Католикоса-Патриарха также вел дела Тифлисской епархии. Был настоятелем тифлисской ц. во имя вмц. Варвары (29 янв. 1929 - 8 дек. 1937), председателем церковного епархиального суда, ревизором свечного завода и складов.
8 дек. 1937 г. вместе с митр. Кутаисско-Гаенатским Варлаамом (Махарадзе) по обвинению в антисоветской деятельности осужден Особой тройкой НКВД и сослан на 10 лет в ИТЛ на Урале (работал на лесопилке). 27 апр. (или 6 мая) 1944 г. по личному ходатайству Католикоса-Патриарха Каллистрата (Цинцадзе), тяжелобольной Е. был досрочно освобожден. Возвращаясь в Грузию, Е. в Новосибирске подошел под благословение к архиеп. Новосибирскому и Барнаульскому Варфоломею (Городцову). Узнав, что Е.- груз. епископ, архиеп. Варфоломей, долгое время служивший в Грузии, отвез его домой и неск. недель лечил больного.
24 окт. 1944 г. Католикос-Патриарх Каллистрат назначил Е. на Кутаисско-Гаенатскую кафедру (до 27 сент. 1952). Е. был одним из составителей «Положения об управлении Грузинской Православной Церковью», принятого 28 марта 1945 г. на Соборе ГПЦ; его подпись стоит после подписей Католикоса-Патриарха Каллистрата и митр. Урбнисского Мелхиседека (Пхаладзе; впосл. Католикос-Патриарх). Е. оказывал материальную помощь семьям военнослужащих, находившихся на фронте; внес 75 тыс. р. в фонд Комитета Красного Креста, за что получил благодарность правительства и награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945).
12 июля 1945 г. Е. возведен в сан митрополита с правом ношения на клобуке бриллиантового креста (подарен Патриархом Московским и всея Руси Алексием I (Симанским)). Управлял Аргветской, Ниноцминдской, Цагерской епархиями. Входил в состав делегации ГПЦ на торжествах, посвященных 500-летию автокефалии РПЦ, являлся участником Совещания Глав и Представителей автокефальных правосл. Церквей, проходившего в Москве (июль 1948). Е. председательствовал на IX Соборе ГПЦ, 5 апр. 1952 г. избравшего Католикосом-Патриархом митр. Урбнисского Мелхиседека III (Пхаладзе). В правление этого Католикоса-Патриарха Е. был награжден 2-й панагией (апр. 1952), правом ношения бриллиантового креста на скуфье (1957) и митре (1958). Управлял Чкондидской епархией (27 сент. 1952 - 8 сент. 1953), а также Батуми-Шемокмедской (8 сент. (или 29 окт.) 1953 - 11 янв. 1960), включившей территорию Чкондидской епархии. Е. заботился о восстановлении и об украшении храмов Грузии: перестроил, соблюдая груз. стиль, иконостас мцхетского кафедрального собора Светицховели во имя Двенадцати апостолов; восстановил ц. во имя св. Нины на территории мон-ря Бодбе; содействовал перенесению мощей мучеников Давида и Константина Аргветских в мон-рь Моцамета; выстроил 2-этажный епархиальный дом с гостиницей в Батуми; отреставрировал кафедральный собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Батуми (1958-1959).
Во время Патриаршества Е. началось усиление антирелиг. пропаганды в СССР. Мн. епархии существовали формально, численность духовенства из-за отсутствия притока молодежи уменьшалась. Согласно статистике, в Грузии насчитывалось 44 действующие правосл. церкви (АПРФ. Ф. 3. Оп. 60. Ед. хр. 15. Л. 87). Несмотря на активное сопротивление властей, Е. удалось рукоположить во епископов 3 молодых архимандритов: Илию (Гудушаури-Шиолашвили; впосл. Католикос-Патриарх) на Шемокмедскую кафедру (1963), Романа (Петриашвили) (1965) и Гайоза (Кератишвили) (1972) на др. кафедры.
В 1963 г. Е. добился разрешения открыть в Мцхете 2-летние пастырские курсы во имя сщмч. Гавриила (Кикодзе), которые возглавил еп. Шемокмедский Илия, в 1969 г. они были преобразованы в 3-летнюю Мцхетскую ДС и выпускали 3-4 чел. в год. В том же году под рук. Е. были изданы НЗ в переводе прп. Евфимия Святогорца (тираж 5 тыс. экз.) и иллюстрированный образами святых полный и в усовершенствованном переводе Молитвослов; стал ежегодно выходить Церковный календарь ГПЦ; были учреждены высшие награды ГПЦ - ордена св. равноап. Нины и вмч. Георгия. Е. поднял вопрос о возвращении Церкви патриаршей резиденции; по его ходатайству Совмином ГССР было вынесено постановление (№ 622-41/с от 5 окт. 1967) обязать Тбилисский горсовет выделить земельный участок в Тбилиси для строительства дома Грузинской Патриархии.
При Е. еще более упрочились отношения ГПЦ и РПЦ. В окт. 1960 г. и в сент. 1963 г. Тбилиси с дружественным визитом посещал Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. Е. участвовал в торжествах, проводимых в Троице-Сергиевой лавре и посвященных 85-летию Патриарха Алексия I (нояб. 1962) и 50-летию его архиерейского служения (май 1963), а также посвященных празднованию 50-летнего юбилея восстановления Патриаршества РПЦ (май 1967). 21 апр. 1970 г. он присутствовал при погребении Патриарха Алексия I в Троице-Сергиевой лавре и произнес надгробное слово (ЖМП. 1970. № 6. С. 49-50); 1-5 июня того же года посетил Москву и сослужил Патриаршему Местоблюстителю митр. Крутицкому и Коломенскому Пимену (Извекову, впосл. Патриарх) в Богоявленском патриаршем кафедральном соборе (Там же. № 8. С. 51). В числе почетных гостей Е. присутствовал на Поместном Соборе РПЦ 1971 г. (30 мая - 2 июня), избравшем Патриархом Московским и всея Руси митр. Пимена (Там же. 1971. № 12. С. 16).
Благодаря внешнеполитической деятельности Е. ГПЦ заняла более активную позицию в мировом христ. сообществе. Так, на 3-й христ. мирной конференции в Праге 6-9 сент. 1960 г. он выступил с докладом, посвященным войне как «великому злу... признаку дикости, отсталости, некультурности, варварства», и призывом к разоружению (Там же. 1960. № 10. С. 24-26); участвовал и читал доклад на 1-м Всемирном общехрист. конгрессе в защиту мира (13-18 июня 1961, Прага), был избран членом рабочего комитета конгресса (Там же. 1961. № 7. С. 35-36).
При Е. ГПЦ вошла в состав ВСЦ (1962), Е. регулярно посещал Ассамблеи совета, выступил с докладом против испытаний ядерного оружия и дискриминации народов на Всемирном конгрессе за всеобщее разоружение и мир (Москва, 1962). В 1968 г. присутствовал на 3-м Конгрессе в защиту мира (февр., Прага), участвовал в юбилейных торжествах Патриарха Румынского Иустиниана (Марины). Избирался членом Республиканского и Всесоюзного комитетов защиты мира, Союза солидарности стран Азии и Африки, президиума груз. комитета Об-ва по охране памятников культуры, груз. комитета Об-ва по культурным связям с соотечественниками за рубежом. Статьи Е. с требованиями прекращения войны и вывода амер. войск из Вьетнама, ядерных испытаний США были опубликованы в центральных газетах СССР.
Е.- автор неск. церковных и научных трудов: он переработал акафист Иверской иконе Божией Матери, составил акафист мученикам Давиду и Константину Аргветским, продолжил начатый Католикосом-Патриархом Леонидом труд о груз. святых, написал монографию, посвященную прп. Максиму Исповеднику, и составил словарь груз. архаизмов. Вместе с Католикосом-Патриархом Каллистратом дополнял груз. церковный календарь, выявляя имена груз. святых из других письменных источников.
По свидетельству современников, Е. отличался прямолинейностью: когда в Тбилиси осталось 7 действующих церквей и вышло распоряжение закрыть ц. во имя прп. Давида Гареджийского на горе Мтацминда, он завернул в газету топор, пришел в ЦК партии и сказал члену Совета министров СССР Г. Джавахишвили, что, если закроют церковь, тогда пусть и ему отрубят голову. Церковь не закрыли. На одной из мирных конференций Е. попросили выступить с речью. Он поднялся на трибуну и, обращаясь к человеку в 1-м ряду, спросил: «Ты, американец, хочешь войны?» Тот ответил: «Конечно, не хочу». Е. сказал: «Я тоже не хочу» - и спустился в зал. Католикос-Патриарх обладал высоким смирением, часто молился в наосе храма в одежде послушника, в церкви чистил подсвечники и кадила, убирал в алтаре, по вечерам во дворе Тбилисского Сиони беседовал с прихожанами и соседями по кварталу.
1 нояб. 1970 г., в день рождения Е., в Тбилисском Сиони ему была торжественно присуждена степень доктора богословия. Награжден медалями «За оборону Кавказа» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945); орденами св. апостолов Петра и Павла 1-й и 2-й степени, которые были вручены ему Патриархом Антиохийским Александром III (Таханом). Е. также имел награды Александрийского Патриархата, РПЦ, ГПЦ, БПЦ, Чехословацкой Церкви; был представлен к ордену Трудового Красного Знамени (окт. 1966).
Е. преставился в день Благовещения Пресв. Богородицы. Похоронен в Тбилисском Сиони. Личный фонд Католикоса-Патриарха хранится в Архиве ГПЦ.